Истинное лицо исинской керамики

“Истинное лицо исинской керамики” – именно так называлась программа центрального китайского телевидения, благодаря которой получил путевку в жизнь наш проект. О нашем проекте мы расскажем позже, а пока изложим содержание этой примечательной программы.

Программа 紫砂真相 из серии “Экспертиза качества” вышла в эфир 30 мая 2010 года.

Ознакомиться с видеорядом можно по ссылке 紫砂真相.

Стилистически программа неоднородна: с одной стороны, мы слушаем ведущую, а с другой смотрим нарезку из репортажей. Ведущая в студии пытается подвести нас к каким-то выводам, а репортажи, как будто, нейтральны и почти целиком сделаны скрытой камерой.

Итак, программа начинается с отсыла к событиям предыдущей программы, в которой журналисты разоблачили производителей крерамических электрокастрюль: рекламировались они как кастрюли из натуральной цзыша (“фиолетовой керамики”), но делались в Чаочжоу из простой глины, а потом красились в цвет натуральной цзыша. В том сюжете неоднократно упоминалась исинская керамика, а одна бизнесвумен даже обронила фразу “если бы это была настоящая цзыша, то цена была бы в сотни раз выше”. В новой программе журналисты решили продолжить обличение керамических обмащиков, теперь уже исинских.

В прошлой передаче мы упоминали, что цзыша первоначально использовалась для изготовления чайной посуды и посуда из цзыша считалась “королем чайной посуды”, ну а среди цзыша самой известной посудой является посуда из натуральной исинской цзыша. Эта посуда пользуется огромной любовью любителей чая, так как благодаря особым свойствам цзыша заваренный в такой посуде чай сохраняетс свой истинный вкус. ОДНАКО, из-за ухудшения экологических условий Исинские власти в 2005 году наложили запрет на добычу цзыша. После этого запрета естественным было бы ожидать существенного падения производства, НО К УДИВЛЕНИЮ, на данном рынке не было замечено никакого падения.

Конечно, если бы журналистка заинтересовалась этим вопросом не неделю тому назад, а в 2005 году, то к своему удивлению, она бы узнала, что власти перед тем как запретить добычу, разрешили производителям глины сделать достаточно большие запасы, тем более, что никаких особых условий для хранения добытой породы не требуется.

Далее следует сюжет о бойкой торговле исинскими чайниками на чайном рынке Маляньдао. Творческий продавец травит байки о полезности исинских чайников: “в глине содержатся полезные для здоровья человека минералы”. Именно такая недостоверная реклама стала отправной точкой и предыдущего сюжета. Другой продавец объясняет пользу чайника из исинской глины еще проще – “глина-то натуральная”. При этом он указывает место добычи – Хуанлуншань.

Далее нам показывают кусочек настоящей породы и дают объяснение, что такое натуральная цзыша:” производится без добавления чего-либо, также именуется “пятицветная [разноцветная] земля” , подразделяется на три вида “цзыни”, “хунни” и “люйни”.

После этого снова задается вопрос, откуда на рынке столько натуральной цзыша, если власти запретили ее добычу пять лет тому назад?

Далее нам показывают керамическую столицу Китая – Диншань, керамический рынок и много вывесок с надписью “настоящая исинская цзыша”. Затем один из хозяев лавки, дорабатывающей недорогие чайники, раскрывает “тайну”:  на Хуанлуншань давным-давно нельзя добывать цзыша, а глина которую они используют привозится из провинций Чжэцзян, Аньхой.

После этого съемочная группа едет на один из заводиков производящих сырье для производства цзыша. Во дворе завода громоздятся горы породы, которая по признанию управляющего “в большинстве не из Хуаншань” . Также ответственное лицо сообщает, что ” настоящей исинской глины здесь нет. Что ее очень мало. Большинство глины получается путем добавления красителей. Далее нам показывают, как рабочие добавляют в глину что-то красного цвета. Из разговора с рабочими мы узнаем о том, что этот красный порошок – оксид железа, что раньше в глине содержание железа было высоким и красный цвет получался без каких-либо добавок, а теперь из-за невысокого качества глины для получения эффекта исинской хунни приходится добавлять оксид железа.  (по мнению википедидии, это пищевая добавка E172). Процесс получения “так называемой хунни”  многоступечатый и непростой. Также выяснилось, что на заводе освоено изготовление цзыни и люйни: для этого используется черный “марганец”, а также другие добавки. Далее в кадре мелькают мешки с оксидом кобальта, карбонатом бария.

Журналист посетил и другие заводы по производству “так называемой цзыша”, где ему сообщили, что для получения черной глины используют “черную цветовую добавку”, которая оказалась настоящим “керамическим красителем”, производимым по соседству. Затем нам показывают завод по производству керамических красителей, где еще один ответственный работник рассказываем нам, что для производства глины используется сразу несколько красителей. Мы видим мешки все с тем же оксидом кобальта, а также каталоги красителей. Ответственный товарищ сообщает, что все мастера цзыша используют его красители.

Далее делается обобщение: в результате запрета на добычу в Исине, многие производители стали использовать подкрашенное сырье из других районов, что давно уже “не секрет для всех”.

Далее нам показываю торговку, которая весело сообщает, что это только “мы знаем, что это не настоящая цзыша, а для покупателя – это настоящая цзыша”.

Для таких чайников есть специальное название “химические чайники”. Местные такие чайники не используют, потому что “яд”, но торгуют.

В этот момент в кадре появляется ведущая, которая в руках держит 2 чайника – один из настоящей глины, другой “химический” . По (весьма спорному) признанию ведущей, отличить их невозможно, потому что подделка теперь пошла высококачественная. Потом она показывая подделку сообщает, что никто из подделывающих эти чайники сам их не использует.

Затем нам снова показывают Маляньдао, и журналист рассказывает, что в он приобрел 15 чайников и отнес их в Шанхайский НИИ материалов. По наводке журналиста искали марганец, барий, кобальт и хром. В 13 образцах содержание этих металлов заметно превышало обычные для керамики количества, что по мнению специалистов может представлять некоторую опасность для здоровья.

Далее нам дают отрывок интервью с заместителем председателя Китайского Комитета Охраны Здоровья, который говорит о вреде тяжелых и ядовитых тяжелых металлов для здоровья человека. Список возможных заболеваний, как обычно, заканчивает рак.

После этого нам сообщается, что в Китае в нормативе для для керамических изделий установлены предельно допустимые нормы только для свинца и кадмия, поэтому все 15 образцов соответствуют ныне действующимв КНР стандартам.

Так что даже журналисты были вынуждены признать, что на данный момент ничто не может помешать продавать “химические чайники ничего не подозревающим покупателям”.

Далее передача затрагивает другие, используемые нечестными продавцами исинской керамики, способы введения покупателя в заблуждение: завышение своих профессиональных званий, использование чужого труда.

В конце передачи ведущая призывает всех заинтересованных лиц принять меры против нечестных торговцев, дискредитирующих цзыша.

А теперь о том, причем тут наш проект: после скандала исинские власти разрешили (временно?) добывать цзыша, что дало нам возможность приобрести свежедобытой, неподкрашенной натуральной цзыша, из которой мы сделали чайники коллекции Хэпин Исин.


This entry was posted in Химия и жизнь. Bookmark the permalink.

Leave a Reply