Про драконью печь

Вы когда-нибудь читали подробное описание того, как делается исинский полуфарфор? Если да- я за вас искренне рада (и очень прошу поделиться таким богатством, если не жалко;)) . А вот корреспондент ваш не так везуч, поэтому, накопав в книжках и интренетах только общие сведения (которые, правда, все равно ценны) пополам с глубокомысленными отсылками к дремучей старине и общими сдержанными восторгами отправился в Исин сам. Вернее, в Диншань- городок в уезде  Исин, где как раз и делают чайники. Больше всего мне, конечно, хотелось посмотреть, как делаются эти самые исинские чайники.

В первый мой приезд в Исин (2 часа на автобусе из Ханчжоу, по отличной дороге мимо Тайху) меня встретил на автовокзале мастер Шэнь Хэпин, и повез к себе в лавку. Она представляет собой просторную комнату на первом этаже жилого дома и разделена на две части: в одной стоят стеллажи с дорогими красивыми чайниками на продажу, в другой работает сам Шэнь. Где-то посередине там примостился маленький столик с нетбуком. Именно за ним сидят обычно заскучавшие друзья Шэня (удивительно все-таки, как компьютер притягивает к себе людей :) ).

В первый день меня повели смотреть «драконову печь» (лунъяо). Именно в таких печах раньше и обжигалась вся китайская керамика, в том числе, кажется, и пресловутый цзиндэчженьский фарфор. Исинская печь до сих пор работает, но, как вы, может быть, уже прочитали в заметках Админа Мо, обжигают там не чайники, а довольно грубые вазы «под старину». Печь действительно похожа на дракона, лежащего на склоне холма, и корреспондент даже влез внутрь и сделал несколько фотографий.

Такая печь топится дровами, которые кладутся туда снизу. Температуру в драконовой печи контролировать сложно, и обжиг занимает чуть ли не несколько дней. В стенах печи есть небольшие отверстия с глиняными заглушками, при помощи которых можно хоть как-то управлять тем, что происходит внутри. Необожженные вещи ставят туда в специальных горшках. В одной научно-популярной книжке (написанной в 50е годы, кажется, для школьников) видела я очень драматичное описание такой печи в Цзиндэчжене, плавно перетекшее в писание измывательств злобного мандарина над ослабевшим от непосильного труда работником, разбившим одну драгоценную вазу…

Сейчас, правда, эта печь (в которой драгоценных ваз никто никогда не обжигал:)) уже стала местной достопримечательностью, и туда водят местных немногочисленных (слава богу) туристов. Корреспондент, например, спускаясь с холма, на склоне которого выстроена печь, столкнулся с компанией студентов на каникулах, которые от этого пришли в восторг и спросили, что он (корреспондент) думает об Исине. И в еще больший восторг они пришли, когда поняли, что я и правда говорю по-китайски. И что я не откажусь сфотографироваться с ними на фоне печи. Наверное, до сих пор друзьям рассказывают, что даже иностранцы приезжают на драконову печь посмотреть. Чтоб не нарушить нехитрое это счастье, я не сказала, откуда приехала. Пусть додумают сами. Ясно ведь, что из далекой и сказочной страны)).

This entry was posted in Как делают чайники. Bookmark the permalink.

One Response to Про драконью печь

  1. mo2 says:

    еще один рассказ об обжиге исинской керамики, но посуше :)
    Кстати, по весьма авторитетному мнению Сюй Сютана, печи для обжига цзаша топились не сосновыми ветками (которыми нынче топят печь), а камышом и ему подобными (недревесными) материалами. Сосновые ветки использовались при обжиге глазированной керамики. Это видимо и объясняет, проблемы возничшие при “драконовом обжиге” современных чайника.

Leave a Reply