Наиболее распространенные сюжеты

Большинство традиционных сюжетов китайской “народной живописи” (а именно они изображаются на керамике) имеют, как правило, символическое значение.  Они заключают в себе пожелание покупателю этой картинки (или тому, для кого она предназначается в подарок) всяческих благ. При этом некоторые картинки представляют собой своеобразные “ребусы”, которые, по признанию корифея китаистики академика В.М. Алексеева, расшифровывать временами не проще, чем некоторые древние тексты.

Как правило, покупателю картинки желают счастья, богатства, знатности (успешной карьеры), долголетия,  много сыновей…

Вот пример такого ребуса: на картинке изображен улыбающийся мальчик, а рядом с ним- петух, склонившийся к пяти цыплятам. Тут зашифрована фраза “叫五 子-  Цзяо сань цзы”- “звать пятерых сыновей” (иероглифом 子 обозначаются и семена, и детеныши животных, и дети), но по чтению иероглиф 叫 полностью совпадает с 教- “учить”. Значит, пожелание- тут- “учить пятерых сыновей”.  А это, в свою очередь, намек на одного исторического персонажа, все пять сыновей которого в числе первых сдали экзамен на высшую ученую степень (в Китае это означало успешную чиновничью карьеру, богатство и знатность) *

Или более простой вариант: нарисован мальчик, и рядом с ним- раскрывшийся гранат- это пожелание многочисленного мужского потомства.

Также очень популярным было изображения Цай- шэня (财神)- духа богатства со свитой, в Новый год являющегося в дом и приносящего богатство.

Также авторам подобных картинок было свойственно заполнять благожелательными символами весь лист бумаги, так что временами эти символы могли быть не связаны между собой.

*все примеры взяты из книги В. М. Алексеева “Китайская народная картина. Духовная жизнь старого Китая в в народных изображениях”

This entry was posted in Декорирование, традиционные сюжеты. Bookmark the permalink.

Leave a Reply