В учениках

Когда я ехала в Исин, больше всего меня интересовало, как именно делаются чайники, хотелось подсмотреть мастера за работой. Именно с этой целью я поехала в туда во второй раз, теперь уже на несколько дней, наобещав друзьям в Ханчжоу (ох уж эта эмигрантская дружба, как же она связывает людей…) горы фоток и долгий-предолгий рассказ. Для начала Шэнь отвел меня в мастерскую к одной даме, как раз делавшей чайники.

Исинская мастерская оказалась совсем не похожа на то, что я видела раньше (учась в художественной школе, я все это изучала и с глиной работала). Глину для чайников мастера закупают на местном заводе. Работают они со значительно более жесткой глиной, чем та, к которой я привыкла. И, самое главное, не используют гончарный круг.  Я сделала пару десятков фотографий за полчаса, не больше, и вернулась к Шеню в мастерскую, учиться.

Мастерица, казалось, делала чайники очень легко. Но, как всегда бывает в любом ремесле,  для новичка все оказывается очень сложным.

1. От брикета отрезается ножом несколько кусочков глины, каждый из которых надо расплющить при помощи специальной колотушки. Края потом выравниваются особым инструментом.  Исинская глина очень жесткая, поэтому колотушкой надо бить сильно. Более того, бить надо не просто так, а особым образом, справа налево, и  в каждый удар надо вкладывать одинаковую силу,  только так можно  получить ровную “глиняную ленту” (это будущее тулово чайника) или кружок (крышка или дно).  Могу похвастаться: после нескольких часов размахивания чертовой деревяшкой (весящей полкило, не меньше),  я таки научилась делать глиняную ленту.  Рука моя болела, на пальцах без перчаток появились мозоли (потом вообще кожа полопалась, и на руке у меня появилась пара загадочных красных отметин) , но- ура!- я могла сказать, что колотушку в руках я держать умею.

2) Вот тут как раз используется некое подобие гончарного круга. Только у него нет никакого ножного привода, он очень маленький и вращается от движения рук гончара. Со стороны это похоже на какую-то магию,  и нужно это для того, чтобы придать форму будущему чайнику.  Глиняная полоска оборачивается вокруг будущего донышка чайника, края ее скрепляются специальным глиняным раствором (酱泥- “глина-соус”- в Китае, как известно, везде еда)) и тщательно затираются. Потом по ней надо долго-долго шлепать бамбуковой лопаткой, одновременно слегка подкручивая все сооружение. Тогда круг начинает вращаться все быстрее и быстрее, и в результате этого непродолжительного и по-своему очень красивого и изящного сеанса бытовой магии вы получаете стенки будущего чайника. Профессиональные колдуны гончары потом могу перевернуть его и загнуть края и с другой стороны.

Но из Лаосань ученик получился посредственный, времени было мало, так что на этом пришлось остановиться. Потом края основы выравниваются и к ней присоединяется донышко (склеивается все той же липкой глиной), а гончар переключается на крышку, носик и ручку,  оставив основу подсыхать. Через некоторое время (нередко- на следующий день) все части собираются вместе, все швы тщательно сглаживаются, стенки полируются, и чайник сушат. А потом,  конечно, обжигают.

This entry was posted in Как делают чайники. Bookmark the permalink.

One Response to В учениках

  1. mo2 says:

    По поводу “酱泥- “глина-соус””
    Лаосань дает нам “народную” этимологию. Книжное написание слова “цзянни”, скорее всего, будет 浆泥 и будет переводится как “глина [в виде] раствора” / “раствор глины”. Та же морфема цзян используется в названии технологии производства литых чайников.

Leave a Reply