Краткая история исинского керамического производства

“Как показали археологические раскопки местных исследователей (1957-1958), исинское керамическое производство возникло в начале нашей эры, а в VI-VII вв. там встречаются уже и фарфоровидный черепок. К XVI в. наступил новый этап в развитии Исина _ массовое производство “каменной керамики” (шитао) из цветных глин. Это производство развивалось на прекрасной сырьевой базе: вокруг послека Динчжоу на протяжении 8-10 км находились мощные пласты цветных глин: коричневых, белых, желтоватых, зеленых, синих, красных. Особенность динчжоуских глин состоит в том, что они дают очень тонкий плотный черепок, спекшийся как фарфор, по виду похожий на камень. Поэтому-то изделия из них получили название каменного товара или каменной массы.

В “Янсянь минтаолу” [“Записки об известных курамических изделиях из Янсяня (Исина)”] говорится о светлой красной глине, белом песке и глине цвета туши, шедших на изготовление керамики. В этом же источнике сообщается, что в начале правления Минской династии к юго-востоку от уезда Исин жило десять семейств, которые существовали за счет добычи глины – “углублялись в гору не менее чем на десять чжанов”.

Подлинного расцвета исинское керамическое производство достигло к концу XV в. В начале XVI в. особой красотой и изяществом выделялись работы Гун Чуня, основавшего целую школу мастеров-керамистов. В конце XVI – начале XVII в. жили мастера Оу Цзы-мин, Ши Да-бинь, Ли Чжун-суб Сюй Ю-цюань, прославившиеся своим искусством изготовления чайников и художественной посуды.

Любопытно, что именно с Минского времени в церемониях чаепития стал употребляться чайник. Раньше чай заваривали в чашках, и их формы изменялись на протяжении веков параллельно с изменениями в сортах чая, способах его заваривания и т. д.

В XVI в.сложилась традиция лепить сосуды (чашки, вазы, тушечницы, чайники и др.), напоминающие по форме растения, цветы, плоды, мифических птиц. Тогда же началось изготовление посуды в подражание древним образцам. В исине изготовлялись художественные изделия: чайники, чаши, вазы, подставки для кистей и огромное количество самой разнообразной посуды и домашней утвари. В “Исинсянь цзючжи” (“Старое описание уезда Исин”) сообщается: “В местечках Шушань и Чуаньбу очень много цветочных ваз, сосудов для разведения туши и други вещей такого рода. Прежде использовали коричневую глину и делали простые вещи, а сейчас используют цветные глазури и очень тонкие орудия и получают чрезвычайно искусные изделия”.

Самую токую посуду лепили вручную, без применения гончарного круга, и ручная техника достигала высокого совершенства. В этом – особенность исинской керамики.”

Стужина Э. П. “Китайское ремесло в XVI-XVIII веках” М. 1970 стр. 80

This entry was posted in Цитатник. Bookmark the permalink.

Leave a Reply